Моделирование практикума по теме "Научный стиль"
(в 10-11 кл. на примере образовательной системы «Школа 2100»)
Цели урока:
1.Личностные:
● осознание стилистических затруднений по материалу и их ппреодоление
● развитие интереса к стилистике
2.Метапредметные:
● преобразование знаний из табличной формы в текстовую
● умение производить аналитико-синтетическую работу
● умение находить наиболее трудную для восприятия информацию и
● преобразовывать ее в алгоритм
● умение работать в группе (умение слышать друг друга, умение действовать по единому плану, умение доказывать свою точку зрения)
● взаимооценка и самооценка работы
3.Предметные:
практические задачи
● совершенствование умения осуществлять правильный выбор
● лексических средств
● умение использовать необходимые лексические средства при со-
здании конкретного текста с определенной стилистической
задачей
● умение различать лексику разных стилей
познавательные задачи
● обобщение теории и представление в виде учебной модели особенностей научного стиля
Ход урока
I. Выявление затруднений в домашнем задании.
-С какими трудностями вы столкнулись , составляя резюме?
-Как вы решали эту задачу?
-Давайте послушаем несколько вариантов и попробуем понять,
какое из резюме составлено лучше и звучит убедительнее.
Краткий анализ работы одного из учеников.
II. Работа по теме урока. Наблюдение. Постановка учебной проблемы.
1. Сл. учителя. Тема сегодняшнего урока "Научный стиль".
Давайте определим, в каких жизненных ситуациях мы используем
лексику научного стиля? (Актуализация ранее полученных знаний)
- Как вы думаете , в связи с какими явлениями жизни общества
возникает потребность в создании новых слов, понятных
большому кругу людей?
2. Прочитайте, пожалуйста, текст (задание 1).
- Какие сведения вы почерпнули из текста?
(Короткий и очень быстрый фронтальный опрос).
- Сформулируйте выводы.
(90% новых слов, появляющихся в языках, связано с ростом научно-
технических знаний. Число терминов подчас обгоняет рост общеупотребительной лексики. Бурное образование новых дисциплин
влечет за собой потребность в собственной терминологии.)
3.Работа по группам. Каждая группа (их 3) записывает название одной из наук и соответствующие им термины.(Кто больше терминов знает в выбранной науке-вр.2-3мин.)
4.Работа с заданием №2. Прочитать ознакомительным чтением:
чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца.
1 абзац: знания, Россия, контуры, атрибуты, разновидность языка.
Начало -18 век и конец абзаца - язык научного общения.
Значимая информация: особая разновидность общенационального языка - язык научного общения. Расстановка по
ходу чтения условных графических знаков.
То же самое по др. абзацам.
Заглавие: "Формирование "специального языка".
1-2 ученика рассказывают об истории возникновения научного стиля.
Выполняем задания к текст. (Лингвистика. Термины: профессиональная коммуникация, пласты лексики и т.д.)
5.Группы находят термины в тексте (по 3-4) и объясняют их значение
при необходимости со словарем.
6.Повторение знаний о постановке тире в простом предложении объясняем на 1-ом и 2-ом выписанных предложениях: в 1-ом выделяется приложение; во 2-ом - тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи и при пропуске гл.-связ-
ки.
3-е предложение дает возможность вспомнить постановку двоеточия
после обобщающего слова ( "специфические особенности термина")
перед перечислением однородных чл. предложения: системность, на-
личие дефиниции и т.д.
///.Теория- поиск решения. Разбирая два предыдущих текста, мы узнали много нового: о времени, которое способствовало формированию языка научного общения, о причинах его возникновения, что такое термин и др. Но сможем ли мы дать точное определение тому, что называется научным стилем?
Обратимся к заданию №3. (Выполняем задания)
Составляем сложный план.
/. Введение. Научный стиль- один из функциональных стилей общелитературного языка.
1.Сфера функционирования.
2.Специфика стиля.
3 .Цель стиля- передача объективной информации о природе, человеке и обществе.
4. Язык, который в меньшей степени связан с национальной принадлежностью и не зависит от общ.-экономической формации,
идеологии и мировоззрения.
//.Основная часть. Особенности языка науки.
1. Язык науки - проявление групповой речевой деятельности.
2.Средства выражения : вербальные и невербальные.
3.Отвлеченность и обобщенность научного стиля.
4.Важнейшие признаки научного стиля-точность, ясность,
логичность, строгая аргументированность.
///. Заключение. Правила текстовой композиции.
Р.Р. Докажите, что прочитанный текст можно отнести к научн. стилю.(функциональный стиль, общелитературный язык, функционируют в специальной сфере...)
● Сопоставление двух текстов дает возможность точно определить,
каковы особенности каждого из стилей, в какой сфере речевой практики возможно их использование, с какой целью используются те
или иные лексические средства и т.д.
● В каких случаях возможно использование лексики разных стилей и возможно ли это вообще?
● Чаще всего научный стиль речи используется в письменной речи,
однако нередко и в устной, например, в дискуссиях
по научной проблематике, диспутах, на международных научно- практических конференциях...
● "Переведите" информацию, содержащуюся в схеме, в текст. Запишите текст, докажите, что его можно отнести
к научному стилю
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
собственно
научный |
научно-информативный |
научно-справочный |
учебно-
научный |
научно-
популярный |
ЖАНРЫ
монография
доклад
статья
диссертация |
реферат
аннотация
тезисы
рецензия |
словарь
справочник
каталог
энциклопедия |
учебник
методическое
пособие
статья |
очерк
книга
лекция
статья |
Задание №4.ПТ. Повторение пунктуации.
/V. Практика. Выполнение задания №5 и №6
V/. Обобщение.
После работы над тезисами учебной статьи учащиеся легко находят фактическую ошибку: в научном стиле не принято использование местоимения первого лица ед.ч. "я".
V//. Итоговая работа. Дом. задание: выполнить задание №8 или
№9.
--
Светлана Меркулова
|